Путешествие из Ташкента в Бухару. Часть 5. Туристы и их сезоны

В Бухару надо ехать, когда сезон. А несезон – это весь год, кроме трех месяцев в нем. Так нам объяснили местные специалисты по туристам. Мы поехали в несезон, оттого вокруг было пустынно и немножко скучно. Впрочем, такое положение вещей нас нисколько не смущало и не огорчало. Скорее, наоборот, расслабляло.

Без ложной скромности отмечу: каждый из нашей компании – личность неординарная. Каждый из нас вполне может слыть человеком оригинальным, достойным особого внимания.
Один — яркий представитель корейского народа.
Второй – космополит с восточными корнями.
Третий – некто в шляпе вообще без корней.

Мы – туристы!
туризм в Бухаре

Ну, скажите, как такую колоритную компанию не запомнить? Не удивлюсь, если про нас до сих пор ходят разговоры в Бухаре, в его туристической части. А может, еще и легенды сложат, когда-нибудь…
И всё бы ничего, можно запросто затеряться в толпе и не быть замеченным и узнаваемым. Но беда-то как раз состояла в том, что кроме нас, собственно, там, где мы бродили, особо никого и не было. И все это являлось следствием туристического несезона.

Пусто в Бухаре летом
туристический сезон в Бухаре

Интурист – очень привередливый тип, ему, окромя туристических достопримечательностей, нужен комфорт, прежде всего в виде хорошей погоды. А какая, к черту, хорошая погода, если +40 в тени?! Никакая!
В Бухаре три месяца в году считаются «хлебными», когда интуристы валом валят в заповедные места – это август, сентябрь и октябрь. В этот период погоды стоят уже вполне соответствующие западным стандартам цивилизованной жизни – не жарко и не холодно, приятно.
В остальные месяцы мало кто приезжает в Бухару издалека. Вот в это время мы и приехали, и поэтому были почти единственными ценителями продукции бухарских ремесленников, коих в старом городе имеется огромное множество.

Да, именно ремесленники являются единственными обитателями средневековых строений, изобилующих в туристическом районе Бухары. Тут и гончары, тут и вышивальщицы, тут и ковроткачки, тут и мастера по металлу. Однако стоп, обо всех них и результатах их творчества рассказ будет отдельный. А здесь речь ведем исключительно о туристах.

Стоит ли теперь говорить, что нашу компанию хорошо запомнили и встречали как старых знакомых. Три дня мы бродили по старой Бухаре и к нам настолько привыкли, что некоторые продавцы поделок и сувениров, завидев нас, спрашивали: «Ну что, купите ту штучку, которую вы смотрели вчера? Отдадим дешевле!». Гуляя по извилистым улочкам, мы стали там уже почти своими, с нами здоровались, перебрасывались словами, и мы отвечали тем же.

Мы в старой Бухаре
сувениры в Бухаре

купить сувениры Бухары

бухарские мастера

Нет, все же интуристы тоже были, за ними мы успели понаблюдать, а один раз даже попытались войти с ними в контакт.
Вообще, неплохо ощущать себя в «своей тарелке», уже зная те или иные местные особенности.
Вот, например, сколько стоит бутылка минеральной воды? Благодаря нашему житейскому опыту, мы точно знали, какова средневзвешенная стоимость бутылки воды в Бухаре, поэтому, похоже, продавцы это чувствовали и не пытались нас, мягко скажем, надуть.

Кстати, пить хотелось всегда, даже если ты только что выпил литр минералки. Тут же в горле все пересыхало, и организм требовал новой подачи жидкости, причем любой, будь то вода, кола или компот.
Я не считал, но вряд ли ошибусь, если скажу, что в день поглощал в общей сложности литров десять всего, что можно выпить без ущерба своему здоровью.

И случилось так, что мы присели отдохнуть и выпить воды под навес возле уже знакомого нам продавца всяческими напитками. Сидим, значит, пьем, отдыхаем, болтаем о жизни.
Вдруг замечаем, как к нашей точке подходят две девушки, явно интуристки. Пытаются объяснить продавцу на пальцах, что им надо «ватер».
(Помните, я предупреждал, с тамошними продавцами нужно держать ухо востро?)

Сценка разыгралась прелюбопытная: коммерсант, не моргнув глазом, назвал цену выше той, за которую он продал воду нам только что, при этом в качестве нагрузки предложив еще и фанту.
Иностранные девушки оказались весьма экономными, на предложение фанты ответили по-русски коротко и ясно: «дорого!», ограничив себя наиболее бюджетным вариантом – просто вода без газа.
О, боги, вы бы видели, из какого кошелечка одна из девушек принялась вытаскивать деньги! Сразу стало понятно — не наши это люди! Ну как можно в крохотный кошелек засунуть пачку наших красивых денег, которых должно быть обязательно много? Не могу понять! Свои же деньги я носил в рюкзаке. Увесистые пачки, перетянутые резинками, позволяли чувствовать себя абсолютно уверенным в сегодняшнем дне и даже чуть-чуть в завтрашнем.

Желая далее познакомиться и пообщаться с девушками (а что еще делать на отдыхе в чужом городе?!), мы с некоторыми усилиями начали вспоминать свой перфектный английский, который успешно изучаем последние дцать лет.
Увы, девушки на нас не обратили никакого внимания. Обидно, да?! Уж как мы не старались: и стульчики им поставили, пригласили сесть, и рассказали кратко о себе – все ничего, никак не реагировали! Единственное, что узнали – девушки приехали из Италии. Большего от них ничего не добились.
Наверное, перед поездкой к нам со всеми интуристами проводится специальный инструктаж: в контакт с местными не вступать, на все предложения о знакомстве отвечать коротко и ясно: «Извините, мы вас не понимай. Гудбай!».
Жаль, а нам так хотелось просто поболтать о жизни, пораспрашивать, как там у них в Италии с рабочим классом, до сих пор угнетают?… Ну, правильно, а о чем еще разговаривать с симпатичными итальянками?

Еще, что я заметил, так это активизация туристической деятельности вечером, после шести. В такое время туристов на улицах становится значительно больше, группами они начинают слоняться по достопримечательным местам старой Бухары.
В принципе, это вполне логично: отлежаться в номере гостиницы под кондиционером весь жаркий день, а когда жара спадет, выходить на туристические тропы.
Мы же все делали ровно наоборот: днем под нещадно палящим солнцем бродили по городу, отлеживались исключительно на удобных городских скамьях, под тенью вековых деревьев, а вечером возвращались в свое двухкомнатное логово, отходить от плодотворно проведенного дня.

Мы отдыхаем
на лавке в Бухаре

И, наконец, о жизненных потребностях. Они всегда были, есть и будут, в отличие от мест, где эти потребности можно с удобством реализовать. И эти места – туалеты.
Возможно, во время туристического сезона они вдруг сами собой появляются на улицах Бухары, но во время нашего пребывания приходилось их очень долго, и ооочень терпеливо искать.
В процессе поиска в голове крутился наивный вопрос: а почему бы не разместить вдоль основных туристических дорог биотуалеты, ну, хотя бы несколько штук? Особенно, если учесть тот факт, что в районе старой Бухары елки практически отсутствуют.

P.S. Пока писал свой рассказ, краем уха слушал телеканал «Евроньюс» про туризм. И там было сказано так: «Слишком много туристов убивает туризм». Прям, в точку попали! Лучше меньше, да лучше! Вэлком ту Бухара в несезон!

Конец пятой серии.
Продолжение в шестой серии.

Комментировать

Return to Top ▲Return to Top ▲

Истории из жизни в рассказах и фотографиях