Я бываю в Самарканде с периодичностью отправки новой экспедиции на МКС – раз в год. Бывает, и чаще, в результате чего настолько обнаглел, что потерял счет своим Самаркандам.
Когда же приезжаю сюда в очередной раз, обязательно вспоминаю те места, мимо которых проходил в прошлые приезды мельком, поэтому иду туда целенаправленно, чтобы внимательно рассмотреть и запомнить навсегда.
Наверное, судя по моим обильным рассказам о Самарканде, становится понятным, насколько сильно я люблю этот город. Почему, понять еще не смог. Возможно, после где-то надцатого приезда пойму и успокоюсь, ну а пока вновь планирую путешествие, и с удовольствием вспоминаю мое предыдущее, самое последнее.
Признаюсь, по музеям я хожу редко. Почему редко? Может, из-за отсутствия хорошей компании, может, из-за нежелания ограничивать свое мировоззрение музейными рамками, может, еще из-за чего-нибудь.
Год назад, проходя мимо самаркандского краеведческого музея, я дал себе зарок – приеду в следующий раз, обязательно сюда приду, несмотря ни на что. Так оно и случилось. И случилось даже еще лучше.
Итак, в нынешний приезд я отправился в краеведческий музей Самарканда.
Пошел один, оттого ощущал некоторую гордость за себя – вот какой я решительный и настойчивый!
Музей мне пришлось поискать, поскольку я подзабыл за год, где же он разместился в старинной части Самарканда, в той, которая относится к бывшей русской слободе.
Инстинкт матерого путешественника подсказывал: я иду в правильном направлении. А расспросы встречных прохожих подтверждали мой инстинкт, приведший меня аккурат к музейным воротам.
Они были гостеприимно распахнуты, однако вблизи их никого не было. Никого не было и в глубине сада, через который нужно было пройти, чтобы попасть в музей, уютно расположившийся в большом двухэтажном старинном здании.
Ох, как я люблю эти здания, добротно сложенные из кирпичей николаевской эпохи! От них веет какой-то особой атмосферой прошлых событий, свидетелями которых они были на протяжении более ста лет.
Что ж, где наша не пропадала, я смело вошел через ворота в сад и направился к музейным дверям.
Вдруг за спиной я ощутил какое-то движение и услышал вопрос: «Вы куда?».
Поняв, что обращаются ко мне, оглянулся.
Позади меня стояло несколько человек.
«Здравствуйте! Я турист. Хочу посетить музей. Можно?».
«Да, можно! Сейчас Вам откроют дверь».
— Эге, — подумал я, — двери в музей специально для меня еще ни разу не открывали.
Ко мне подошла девушка и повела за собой к дверям музея.
— Извините, — робко произнес я, — а кроме меня в музее никого нет? Я один у вас посетитель?
— Да, — ответила девушка, — никого. Сегодня Вы первый.
Мои часы показывали полтретьего, отчего я понял, что был не только первым посетителем музея, но и последним за этот день.
Девушка повернула ключ в замке, открыла дверь и пропустила меня внутрь.
Я заплатил за билет смехотворную по нынешним временам сумму и приготовился осматривать музейные экспонаты.
— Ну, Вы тут здесь всё сами посмотрите, потом на втором этаже посмотрите отдел природы, а как закончите осмотр, спуститесь вниз, выйдите во двор, поверните налево, через несколько метров будет дверь, войдете, там будет продолжение музея. А я пошла.
— Эге, — подумал я второй раз, — никогда в жизни я не оставался в музее один.
Тут мне вспомнился фильм «Ночь в музее», правда, у меня это был день, и никто и ничто из богатого музейного собрания на меня не прыгало и за мной не гналось, но все равно, было как-то не по себе.
Набравшись смелости, я пошел осматривать музейные экспозиции. Показываю некоторые из них.
Говорят, у нас тоже водились медведи. Один из них вошел в музей, да так там и остался.
Те, кто следит за моим скромным писательским творчеством, знают, что у меня есть две слабости: двери и лестницы – через них и посредством их мы в мир попадаем и посредством их же из него уходим. Здесь я увидел прекрасный образец лестничного искусства – ажурные ступени и балясины (перила) великолепны.
Нагулявшись вдоволь по этой части музея, я двинулся по указанному маршруту: вниз, влево, вверх.
А вот эта часть особенная, только ради нее стоит посетить краеведческий музей Самарканда.
Все опять началось с ажурной чугунной лестницы.
Меня встретила уже другая девушка и пригласила войти в дом. А был это дом известного и богатейшего купца Самарканда начала двадцатого века Абрама Калантарова – предводителя бухарского еврейства тех времен.
Не буду вдаваться в подробности, про этого человека и те времена можно немало найти информации в СЕТИ. Я же продолжил бродить по музею, который, по своей сути, в этой части представляет собой обстановку дома Калантарова, когда в нем жили он сам и его семья.
Это «скромный» зал приемов, где, как надо полагать, проходили торжественные мероприятия.
Стул вдалеке позволяет на несколько минут почувствовать себя предводителем купечества. Я на нем тоже посидел и даже сфотографировался – приятные ощущения, вдруг как-то само собой тянет миловать и казнить, короче говоря, очень сильно начинает хотеться порулить.
Поэтому на стуле лучше не засиживаться, иначе можно сесть, стать и встать другим человеком. А зачем нам новые наполеоны? Не нужны они нам, нам и нынешних вполне хватает.
Походив по залу, восхищаясь и цокая языком «ц-ц-ц, да, умели раньше люди жить», я перешел в бытовую часть дома, где, как мне любезно подсказывала девушка-экскурсовод, жили предводитель и члены его семьи. Не буду многословен, просто смотрите то, что увидел я.
На всякий случай поясняю: это потолок.
Говорите, в вашей малогабаритке-двушке такой же? Что ж, значит, ваша жизнь тоже удалась. Поздравляю!
А этот стол, как сказала экскурсовод, — современник Наполеона, того, настоящего, который из Парижа. Прикоснуться к нему не решился (по причине тех же опасений, что и связанных со стулом).
Так, я переходил из одной комнаты в другую, коих насчитал общего количества штук восемь. В самой последней комнате, в полумраке я увидел еще одну девушку, склонившуюся над какими-то письменами. Увидев меня, она встала.
Мы поздоровались, я вкратце рассказал о себе, показав при этом свое служебное удостоверение (ну, да, я тоже кое-чего в жизни сделал и заслужил, поэтому демонстрирую, когда просят и даже не просят, удостоверение со своей должностью с определенной степенью гордости – нас, понимашь, тоже не пальцем делали!).
Я похвалил музей и девушек, которые служат смотрителями в нем. Потом, посетовав, что в музее крайне мало посетителей, я торжественно им пообещал направить сюда поток туристов со всего мира, что, собственно, сейчас и делаю:
Уважаемые дамы и господа иностранные туристы, приехав в Самарканд, обязательно посетите его краеведческий музей!
А потом я увидел его. Тут я весь заколебался, во мне одновременно заиграли два чувства: скромность и желание прославиться. Победило, понятное дело, последнее.
— Что это у вас лежит на столе? – поинтересовался я у девушки.
— Это книга отзывов наших посетителей.
— Интересно… А давайте я тоже чего-нибудь напишу.
— Напишите!
Последняя запись в книге была датирована 26 мартом.
Я взял ручку, слегка подумал, и толкнул торжественную речь в несколько строчек рукописного текста.
Поэтому теперь, кто придет в музей и заглянет в книгу, увидит и мою скромную запись.
Если честно, я по-детски верю в нумерологию и очень доволен тем фактом, что сделал свою запись 1 апреля 2016 года, и была она первой и последней в тот день.
Да, я такой единственный. Завидуйте мне! И обязательно посетите краеведческий музей Самарканда. Тогда будут завидовать вам, те, кто там никогда не был.
А здорово, Влад! Спасибо вам за прогулку по музею — вряд ли окажусь я когда-то в Самарканде, но вот по фото вышло очень даже приятно.
Лестницы красивые. Правда на вот такие «винтовые» я всегда только со стороны люблю смотреть, идти по ним — голова кружится. А уж если ступеньки прозрачные так вообще не ступлю.
Отчего же вряд ли? Не зарекайтесь, Света, а садитесь на самолет до Ташкента, а потом до Самарканда два часа на поезде. И все увидите своими глазами.
Да, лестницы отменные.
В качестве дополнения моя история о встрече с «иностранцами» на самаркандском вокзале: читать здесь.
Пришлось опубликовать за пределами Фломастеров.
Не зарекаюсь я, Влад… просто пока это всё нереально совсем…
Недавно прочитал симпатичную фразу: «Этим летом я махну на море. Рукой».
К сожалению, и мне придется махнуть рукой на те места, куда очень хотелось. Да и многим другим вокруг меня тоже придется махать руками. Жаль.
это точно, Влад…
Но что-то мне подсказывает, что это только временно. Рано или поздно, «куда хотелось» вы непременно попадёте. 😉
Мне тоже подсказывает. Тем я и живу — верой.
Здравствуйте.
30 лет спустя в подростковом возрасте, наша семья покинули Самарканд. И в этом году я решила навестить город моего детсва и ознокомить моих дитей мои корни. Так же мы хотим посетить «дворец Абрама Калантарова». Подскажите пожалуйста адрес етого музея. Заранее благодарю.
Здравствуйте, Марьяна!
Очень приятно, что Вы прочитали мою историю про музей.
Найти его не сложно.
Можете, поймав такси, попросить водителя отвезти вас в краеведческий музей. Большинство из них знают, где он находится. Правда, есть молодые водители, которые этого, к сожалению, не знают. Тогда можно отправится в район городского парка и там спросить какого-нибудь пожилого местного жителя, уж пожилые самаркандцы точно знают, где разместился музей. Он находится недалеко от парка.
А еще предлагаю вам карту местности от сервиса Яндекс-карты, по ней можно тоже сориентироваться:
Надеюсь, мои советы Вам помогут.