День в музее

Я бываю в Самарканде с периодичностью отправки новой экспедиции на МКС – раз в год. Бывает, и чаще, в результате чего настолько обнаглел, что потерял счет своим Самаркандам.
Когда же приезжаю сюда в очередной раз, обязательно вспоминаю те места, мимо которых проходил в прошлые приезды мельком, поэтому иду туда целенаправленно, чтобы внимательно рассмотреть и запомнить навсегда.
Наверное, судя по моим обильным рассказам о Самарканде, становится понятным, насколько сильно я люблю этот город. Почему, понять еще не смог. Возможно, после где-то надцатого приезда пойму и успокоюсь, ну а пока вновь планирую путешествие, и с удовольствием вспоминаю мое предыдущее, самое последнее.

Признаюсь, по музеям я хожу редко. Почему редко? Может, из-за отсутствия хорошей компании, может, из-за нежелания ограничивать свое мировоззрение музейными рамками, может, еще из-за чего-нибудь.
Год назад, проходя мимо самаркандского краеведческого музея, я дал себе зарок – приеду в следующий раз, обязательно сюда приду, несмотря ни на что. Так оно и случилось. И случилось даже еще лучше.

Итак, в нынешний приезд я отправился в краеведческий музей Самарканда.
Пошел один, оттого ощущал некоторую гордость за себя – вот какой я решительный и настойчивый!
Музей мне пришлось поискать, поскольку я подзабыл за год, где же он разместился в старинной части Самарканда, в той, которая относится к бывшей русской слободе.
Инстинкт матерого путешественника подсказывал: я иду в правильном направлении. А расспросы встречных прохожих подтверждали мой инстинкт, приведший меня аккурат к музейным воротам.
Они были гостеприимно распахнуты, однако вблизи их никого не было. Никого не было и в глубине сада, через который нужно было пройти, чтобы попасть в музей, уютно расположившийся в большом двухэтажном старинном здании.
Ох, как я люблю эти здания, добротно сложенные из кирпичей николаевской эпохи! От них веет какой-то особой атмосферой прошлых событий, свидетелями которых они были на протяжении более ста лет.
Что ж, где наша не пропадала, я смело вошел через ворота в сад и направился к музейным дверям.
Вдруг за спиной я ощутил какое-то движение и услышал вопрос: «Вы куда?».
Поняв, что обращаются ко мне, оглянулся.
Позади меня стояло несколько человек.
«Здравствуйте! Я турист. Хочу посетить музей. Можно?».
«Да, можно! Сейчас Вам откроют дверь».
— Эге, — подумал я, — двери в музей специально для меня еще ни разу не открывали.
Ко мне подошла девушка и повела за собой к дверям музея.
— Извините, — робко произнес я, — а кроме меня в музее никого нет? Я один у вас посетитель?
— Да, — ответила девушка, — никого. Сегодня Вы первый.
Мои часы показывали полтретьего, отчего я понял, что был не только первым посетителем музея, но и последним за этот день.
Девушка повернула ключ в замке, открыла дверь и пропустила меня внутрь.
Я заплатил за билет смехотворную по нынешним временам сумму и приготовился осматривать музейные экспонаты.
— Ну, Вы тут здесь всё сами посмотрите, потом на втором этаже посмотрите отдел природы, а как закончите осмотр, спуститесь вниз, выйдите во двор, поверните налево, через несколько метров будет дверь, войдете, там будет продолжение музея. А я пошла.
— Эге, — подумал я второй раз, — никогда в жизни я не оставался в музее один.
Тут мне вспомнился фильм «Ночь в музее», правда, у меня это был день, и никто и ничто из богатого музейного собрания на меня не прыгало и за мной не гналось, но все равно, было как-то не по себе.
Набравшись смелости, я пошел осматривать музейные экспозиции. Показываю некоторые из них.

самаркандский областной музей

самаркандский музей истории

музеи Самарканда

музеи Самарканда

Самарканд музей

Говорят, у нас тоже водились медведи. Один из них вошел в музей, да так там и остался.

медведь чучело

Те, кто следит за моим скромным писательским творчеством, знают, что у меня есть две слабости: двери и лестницы – через них и посредством их мы в мир попадаем и посредством их же из него уходим. Здесь я увидел прекрасный образец лестничного искусства – ажурные ступени и балясины (перила) великолепны.

лестница фото
старинная лестница

Нагулявшись вдоволь по этой части музея, я двинулся по указанному маршруту: вниз, влево, вверх.
А вот эта часть особенная, только ради нее стоит посетить краеведческий музей Самарканда.
Все опять началось с ажурной чугунной лестницы.

чугунная лестница

чугунная лестница

Меня встретила уже другая девушка и пригласила войти в дом. А был это дом известного и богатейшего купца Самарканда начала двадцатого века Абрама Калантарова – предводителя бухарского еврейства тех времен.
Не буду вдаваться в подробности, про этого человека и те времена можно немало найти информации в СЕТИ. Я же продолжил бродить по музею, который, по своей сути, в этой части представляет собой обстановку дома Калантарова, когда в нем жили он сам и его семья.

Это «скромный» зал приемов, где, как надо полагать, проходили торжественные мероприятия.

Абрам Калантаров музей

Стул вдалеке позволяет на несколько минут почувствовать себя предводителем купечества. Я на нем тоже посидел и даже сфотографировался – приятные ощущения, вдруг как-то само собой тянет миловать и казнить, короче говоря, очень сильно начинает хотеться порулить.
Поэтому на стуле лучше не засиживаться, иначе можно сесть, стать и встать другим человеком. А зачем нам новые наполеоны? Не нужны они нам, нам и нынешних вполне хватает.

Самаркандский музей

дом Абрама Калантарова

экспонаты краеведческого музея

исторический музей

Походив по залу, восхищаясь и цокая языком «ц-ц-ц, да, умели раньше люди жить», я перешел в бытовую часть дома, где, как мне любезно подсказывала девушка-экскурсовод, жили предводитель и члены его семьи. Не буду многословен, просто смотрите то, что увидел я.

Самарканд музей

евреи Самарканда

бухарские евреи Самарканда

самаркандские евреи

старинные камины и печи

На всякий случай поясняю: это потолок.

расписные  потолки

Говорите, в вашей малогабаритке-двушке такой же? Что ж, значит, ваша жизнь тоже удалась. Поздравляю!

А этот стол, как сказала экскурсовод, — современник Наполеона, того, настоящего, который из Парижа. Прикоснуться к нему не решился (по причине тех же опасений, что и связанных со стулом).

антикварный стол

Так, я переходил из одной комнаты в другую, коих насчитал общего количества штук восемь. В самой последней комнате, в полумраке я увидел еще одну девушку, склонившуюся над какими-то письменами. Увидев меня, она встала.
Мы поздоровались, я вкратце рассказал о себе, показав при этом свое служебное удостоверение (ну, да, я тоже кое-чего в жизни сделал и заслужил, поэтому демонстрирую, когда просят и даже не просят, удостоверение со своей должностью с определенной степенью гордости – нас, понимашь, тоже не пальцем делали!).
Я похвалил музей и девушек, которые служат смотрителями в нем. Потом, посетовав, что в музее крайне мало посетителей, я торжественно им пообещал направить сюда поток туристов со всего мира, что, собственно, сейчас и делаю:

Уважаемые дамы и господа иностранные туристы, приехав в Самарканд, обязательно посетите его краеведческий музей!

А потом я увидел его. Тут я весь заколебался, во мне одновременно заиграли два чувства: скромность и желание прославиться. Победило, понятное дело, последнее.
— Что это у вас лежит на столе? – поинтересовался я у девушки.
— Это книга отзывов наших посетителей.
— Интересно… А давайте я тоже чего-нибудь напишу.
— Напишите!
Последняя запись в книге была датирована 26 мартом.
Я взял ручку, слегка подумал, и толкнул торжественную речь в несколько строчек рукописного текста.
Поэтому теперь, кто придет в музей и заглянет в книгу, увидит и мою скромную запись.
Если честно, я по-детски верю в нумерологию и очень доволен тем фактом, что сделал свою запись 1 апреля 2016 года, и была она первой и последней в тот день.
Да, я такой единственный. Завидуйте мне! И обязательно посетите краеведческий музей Самарканда. Тогда будут завидовать вам, те, кто там никогда не был.

Комментарии

  1. А здорово, Влад! Спасибо вам за прогулку по музею — вряд ли окажусь я когда-то в Самарканде, но вот по фото вышло очень даже приятно.
    Лестницы красивые. Правда на вот такие «винтовые» я всегда только со стороны люблю смотреть, идти по ним — голова кружится. smile А уж если ступеньки прозрачные так вообще не ступлю. smile smile

  2. Влад Губенко:

    Отчего же вряд ли? Не зарекайтесь, Света, а садитесь на самолет до Ташкента, а потом до Самарканда два часа на поезде. И все увидите своими глазами. sad
    Да, лестницы отменные.

    В качестве дополнения моя история о встрече с «иностранцами» на самаркандском вокзале: читать здесь.
    Пришлось опубликовать за пределами Фломастеров.

  3. Не зарекаюсь я, Влад… просто пока это всё нереально совсем…

  4. Влад Губенко:

    Недавно прочитал симпатичную фразу: «Этим летом я махну на море. Рукой».
    К сожалению, и мне придется махнуть рукой на те места, куда очень хотелось. Да и многим другим вокруг меня тоже придется махать руками. Жаль.

  5. это точно, Влад…
    Но что-то мне подсказывает, что это только временно. Рано или поздно, «куда хотелось» вы непременно попадёте. 😉

  6. Влад Губенко:

    Мне тоже подсказывает. Тем я и живу — верой.

  7. Марьяна:

    Здравствуйте.
    30 лет спустя в подростковом возрасте, наша семья покинули Самарканд. И в этом году я решила навестить город моего детсва и ознокомить моих дитей мои корни. Так же мы хотим посетить «дворец Абрама Калантарова». Подскажите пожалуйста адрес етого музея. Заранее благодарю.

  8. Влад Губенко:

    Здравствуйте, Марьяна!
    Очень приятно, что Вы прочитали мою историю про музей.
    Найти его не сложно.
    Можете, поймав такси, попросить водителя отвезти вас в краеведческий музей. Большинство из них знают, где он находится. Правда, есть молодые водители, которые этого, к сожалению, не знают. Тогда можно отправится в район городского парка и там спросить какого-нибудь пожилого местного жителя, уж пожилые самаркандцы точно знают, где разместился музей. Он находится недалеко от парка.
    А еще предлагаю вам карту местности от сервиса Яндекс-карты, по ней можно тоже сориентироваться:

    карта Самарканда

    Надеюсь, мои советы Вам помогут.

Комментировать

Return to Top ▲Return to Top ▲

Истории из жизни в рассказах и фотографиях